Медведев Михаил ВладимировичБаза знанийМненияПочему возникают кровомазания на фоне приема КОК?

Почему возникают кровомазания на фоне приема КОК и что с этим делать?

Медведев Михаил Владимирович // 11 Января 2017

Гормональная контрацепция и комбинированные оральные контрацептивы в частности (КОК) являются одними из современных и очень эфективных методов контрацепции. Это не вызывает никаких сомнений на сегодняшний день.

Несмотря на то, что в инструкции к КОКам есть информация о том, что могут возникать так называемые прорывные кровотечения разной степени интенсивности, особенно в первые месяцы приема, многие пациентки пугаются и задают вопросы об этом.

Хочу сделать пару комментариев на эту тему. 

Что же такое "прорывное кровотечение"?

Основным гормоном, который отвечает за регенерацию эндометрия является эстрадиол (эстроген). Именно благодаря эстрогенам заканчиваются менструации, т.к. нарастает новый функциональный слой клеток эндометрия. В погоне производителей за минимальными дозировками, количество эстрогенов в современных КОКах уменьшилось с момента появления этих препаратов в 50-е годы прошлого столетия в 5 раз. Это привело к тому, что у некоторых женщин той дозы эстрадиола, которая содержится в современных КОКах остается недостаточно для поддержки эндометрия, возникает его выраженная атрофия. Атрофия (истончение) эндометрия чаще всего приводит к прорывным кровотечениям (чаще это длительные кровомазания), которые возникают, как правило в первые месяцы приема препарата и исчезают после 3-4 упаковки без какого-либо лечения. Если они не исчезают, вариантом выбора может быть переход на препарат с большей дозировкой эстрадиола.

Рис. 1. Эндометрий в зависимости от дня цикла. Более тонкий сразу после менструации и прогрессивно утолщающийся в конце под влиянием увеличения количества клеток в первой половине (влияние эстрадиола) и гипертрофии желез во второй половине (под влиянием прогестерона)

Второй вариант прорывных кровотечений, который чаще выглядит уже как настоящее кровотечение, возникает при длительном применении КОКов и основан на эффекте второго компонента КОКов - гестагена. Под влиянием гестагенов - аналогов гормона прогестерона возникает превращение эндометрия в слизистую, похожую на слизистую при беременности (децидуализация). Такая слизистая часто имеет хрупкие и довольно крупные сосуды, которые кровят более выраженно. В отличие от прорывных кровотечений первого типа, которые не зависят от дня упаковки, кровотечения второго типа чаще возникают перед окончанием упаковки и, повторюсь, довольно обильны. Несмотря на это, лечатся такие кровотечения элементарно - преждевременное прекращение приема КОК и перерыв 4-7 дней или кратковременное (до 7 дней) увеличение суточной дозировки до 2 и более таблеток.

Эти простые рекомендации и понимание "естественности"  происхождения подобных кровотечений при приеме КОКов помогут в 95% случаев обойтись без обращения к врачу и самостоятельно решить эту проблему.

Естественно, кровотечение на фоне приема КОК может быть вызвано и более грозными причинами, это и беременность, и рак шейки матки, эндометрия. Данные проблемы возникают редко и очень редко. Тем не менее, если кровомазание не проходит и/или подошел срок планового осмотра гинеколога, этим нельзя пренебрегать. Рекомендованный интервал посещения гинеколога на фоне приема КОК здоровой женщине - через 3-6 месяцев после начала приема и далее ежегодно при отсутствии жалоб.

Почему возникают кровомазания на фоне приема КОК?

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Введите адрес электронной почты указанный при регистрации.
Вход через: